Что такое садизм и когда это расстройство?
Когда вы слышите слово «садист», вы, вероятно, думаете о серийных убийцах и безжалостных злодеях из кино или, может быть, о сексуальном садисте, таком как вымышленный Кристиан Грей из романов «Пятьдесят оттенков серого». И, вероятно, вы будете правы. Но психологи говорят, что размышление о садизме только в таких крайних терминах замалчивает многие примеры садистских тенденций, которые мы видим и можем даже проявлять в повседневной жизни. Хладнокровное убийство кого-либо или пытки животного являются примерами крайнего садизма. Но эта черта также лежит в основе менее экстремального поведения, например, когда вы оставляете отрицательный отзыв о ресторане, который вам не нравится, и надеетесь, что это повредит их бизнесу, или про себя улыбаетесь, когда вы говорите своему сопернику по работе, что вас повысили по службе. А кто не испытывал злорадства — наслаждения чужой бедой? Без него не было бы таблоидов, рассказывающих о знаменитостях, и тысяч видеороликов о «эпических провалах» в Интернете. «Люди доходят до крайности, когда думают о садизме, например, представляя себе серийного убийцу», — говорит Дэвид Честер, доктор философии, доцент психологии, изучающий садизм в Университете Содружества Вирджинии в Ричмонде. «Это, конечно, садизм, но садизм — это также каждый раз, когда вы чувствуете укол удовольствия от причиненного вреда».
Что такое садизм? Определение. Названный в конце девятнадцатого века в честь маркиза де Сада, французского дворянина, который писал о сексуальной жестокости (и участвовал в ней), согласно Бриттанике, садизм определяется Американской психологической ассоциацией как получение удовольствия от причинения боли, унижения и страданий другим людям. другие. Хотя нам, возможно, не хочется этого признавать, садизм — это черта, которую в той или иной степени проявляет практически каждый. «Садизм — это характерный образец мыслей, чувств и поведения, который варьируется среди населения в целом, подобно экстраверсии, добросовестности и другим знакомым чертам», — говорит Эрин Бакелс, доктор философии, доцент кафедры психологии, изучающая садизм в Университете штата Калифорния. Виннипег в Манитобе, Канада. Садизм — одна из многих антагонистических черт личности, говорит доктор Честер. Это также часть того, что некоторые психологи называют темной тетрадой по описанию Австралийского психологического общества, которая также включает психопатию, макиавеллизм и нарциссизм. «Но мне кажется странным смотреть только на этих четверых, потому что помимо садизма в этой семье есть и другие антагонистические черты, такие как жадность и месть», — говорит он. «Существует довольно широкий спектр неприятных черт». Что отличает садизм от других, так это как удовольствие, которое кто-то получает от причинения кому-то вреда, так и его мотивация. В серии двух исследований, проведенных доктором Бакелс и ее коллегами, исследователи поставили эксперимент, который позволил участникам поверить в то, что у них есть возможность причинить вред невинной жертве. Многие темные черты личности были связаны с неспровоцированной агрессией. Но когда участникам приходилось выполнять дополнительное задание, прежде чем они смогли причинить вред жертве, только люди с высокими показателями по шкале садистских наклонностей были готовы работать, чтобы получить эту возможность.
Примеры садизма Примеры Поскольку садизм существует в широком спектре, примеры этой черты варьируются от мелких до совершенно преступных. Физические примеры садизма могут включать получение удовольствия от таких действий, как убийство кого-либо, причинение кому-либо насильственных повреждений, причинение кому-либо боли в сексуальном контексте без его согласия, а также причинение вреда или убийство животного. Хотя насилие и садизм — это не одно и то же, Честер говорит, что между ними существует сильная корреляция. «Многие исследования пытались изолировать факторы, объясняющие, почему люди проявляют насилие или агрессивность, и садизм имеет тенденцию побеждать», — говорит он. В 2019 году Честер и его коллеги провели серию исследований садизма и провели метаанализ результатов. Они обнаружили корреляцию между садизмом и агрессией; а именно, что те, у кого более высокие баллы по садизму (обычно измеряемые с помощью анкеты), с большей вероятностью также будут вести себя агрессивно. По словам Делроя Полхуса, доктора философии, почетного профессора Университета Британской Колумбии в Ванкувере, Канада, который изучает садизм и другие темные черты личности (и который был соавтором упомянутого выше исследования Бакелса), садизм также проявляется как психологическое насилие. Примером может служить онлайн-троллинг, который исследователи определяют как намеренно деструктивное общение или дебаты, проводимые в Интернете, а не в реальной жизни. Хотя это не приносит жертве физического вреда, оно может иметь для нее болезненные психические и эмоциональные последствия. В исследовании, проведенном доктором Паулхусом, Бакелсом и его коллегами, ученые изучили связь между садизмом и онлайн-троллингом.
Они обнаружили, что садистская личность была тесно связана с онлайн-троллингом: участники, набравшие более высокий балл по шкале садистских черт, с большей вероятностью получали удовольствие от онлайн-троллинга и минимизировали вред, который они причиняли другим в своем сознании. По словам Паулюса, викарный садизм — это третий тип садизма, характеризующийся получением удовольствия от наблюдения за тем, как другой человек причиняет кому-то вред, например, в особенно жестоком фильме или драке в баре.
Что заставляет человека быть садистом? Причины. Прежде всего, Честер говорит, что, вероятно, неправильно использовать термин «садист», если только вы не говорите о человеке с очень крайними садистскими наклонностями, поскольку садизм — это черта, которая в той или иной степени присуща большинству каждого. «Причины садистских наклонностей неясны, но, скорее всего, это сочетание генетических факторов и факторов окружающей среды», — говорит Бакелс. «Огромно мало исследований о том, кто в конечном итоге проявляет больше садизма, а кто нет», — говорит Честер. И хотя из-за отсутствия исследований трудно сказать наверняка, Честер говорит, что чьи-то садистские наклонности, вероятно, колеблются со временем и зависят от многих других переменных, таких как окружающая среда, отношения и состояние психического здоровья. «Но мы знаем, что другие антагонистические тенденции меняются на протяжении всей жизни, поэтому справедливо сказать, что садистские тенденции тоже меняются», — говорит он.
Является ли садизм психическим расстройством? Садизм не является признанным расстройством в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5). Согласно исследованиям, оно было предложено в пересмотренном DSM-3 (опубликовано в 1987 году), но не включено ни в какие последующие издания. Одним из мест, где садизм действительно обнаруживается в DSM-5, является сексуальное садистское расстройство, которое предполагает получение удовольствия от причинения боли другому человеку, не согласившемуся на это, в сексуальном контексте. Его классифицируют как парафилическое расстройство — категорию расстройств, которые включают наличие сексуальных желаний или участие в сексуальном поведении, которое является нетипичным и расстраивает вас, или которое связано с несогласием, дистрессом, травмой или смертью другого человека. «Чтобы поставить диагноз этого клинического расстройства, сексуальные интересы должны причинять серьезный дискомфорт себе или другим», — говорит Бакелс. Говоря о сексуальном садизме, важно не включать в него сексуальное поведение по обоюдному согласию, влекущее за собой ту или иную форму вреда, например, практикуемое сообществом БДСМ. «Пока эти действия совершаются с энтузиазмом и по обоюдному согласию, в них не обязательно есть какой-то патологический аспект», — говорит Честер.
Как справиться с садизмом Управление «Не существует исследований, направленных на то, чтобы уменьшить садистские наклонности», — говорит Честер, а это означает, что в настоящее время не существует научно обоснованного способа лечения садизма или управления им. Разные эксперты по-разному смотрят на то, можно ли контролировать или уменьшать садистские наклонности в человеке. «Радость от причинения вреда другим вряд ли поддается лечению, но имеет серьезные последствия в гражданском обществе», — говорит Паулхус. У Честера более оптимистичный взгляд. «Существует множество действительно эффективных фармакологических и психологических методов лечения, направленных на поведение, основанное на вознаграждении, такое как зависимость», — говорит он, повторяя, что садизм характеризуется удовольствием (наградой), которое кто-то получает от причинения вреда. Он приводит пример опиоидных антагонистов, которые, по данным Кливлендской клиники, помогают лечить опиоидную зависимость, блокируя опиоидные рецепторы и не давая человеку испытывать какого-либо удовольствия от опиоидных препаратов. Поскольку понимание садизма и умение справляться с ним могут помочь обуздать агрессию и насилие, Честер говорит, что надеется на расширение области исследований в ближайшем будущем.