Как помочь ребенку преодолеть комплекс неполноценности
Когда дети не уверены в себе или своих способностях, они нередко сталкиваются с проблемами со сверстниками, учителями, а иногда даже со своими семьями. Но когда это чувство неадекватности сочетается с гневным поведением, тревогой, плохим настроением и избеганием игр, вечеринок и других социальных ситуаций, это может сигнализировать о комплексе неполноценности, говорит Ли Джонсон-Мигальски, психиатр, лицензированный клинический психолог из Чикагского университета. область. Хотя этот термин не признан в действующем «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации, комплекс неполноценности можно рассматривать как совокупность мыслей и поведения, которые в совокупности препятствуют способности человека чувствовать себя компетентным практически во всех аспектах жизни. Многие эксперты в области психического здоровья используют термин «хроническая низкая самооценка», которая может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. По данным Американской академии педиатрии, у детей, которые борются с низкой самооценкой, могут проявляться следующие признаки: Избегание новых попыток или отказ от попыток вскоре после начала из-за страха неудачи. Обман или ложь, когда они верят, что потерпят неудачу. Ведут себя как дети. или очень глупый Становится властным или негибким, чтобы скрыть чувство неадекватности Обвиняет других или оправдывается, когда дела идут не так, как надо Избегает социальных ситуаций Испытывает регулярную грусть, плач и вспышки гнева Делает очень самокритичные комментарии Испытывает трудности с принятием похвалы Размещение большое значение имеет то, что о них думают другие. Если вам интересно, борется ли ваш ребенок с комплексом неполноценности, спросите себя: «Постоянно ли мой ребенок младшего школьного возраста сотрудничает с учителями, друзьями или товарищами по играм?» консультирует доктор Джонсон-Мигальски. «У них проблемы с друзьями в обществе или членами семьи?» Важно отметить, что комплекс неполноценности может возникать наряду с другими психологическими проблемами, такими как депрессия и социальное тревожное расстройство. Если вы видите изменения во взглядах вашего ребенка на себя или в том, как он относится к другим, и это влияет на его социальную и школьную жизнь, вам может помочь терапевт (в школе или за ее пределами). Как помочь ребенку с комплексом неполноценности? Как родитель, вы играете решающую роль в развитии у вашего ребенка здоровой самооценки. Исследование, опубликованное в 2021 году в журнале Frontiers in Psychology, показало, что родители оказывают большое влияние на самооценку своего ребенка (что было показано в бесчисленных других исследованиях), а проявление эмоциональной теплоты при установлении четких границ связано с более высокой самооценкой у детей. . С другой стороны, чрезмерная опека, пренебрежение или чрезмерная критика связаны с отрицательной самооценкой и комплексом неполноценности. Вот семь способов применить позитивное родительское воспитание, чтобы помочь вашему ребенку избежать или преодолеть комплекс неполноценности. 1. Позвольте ему найти решение проблем «Если у ребенка проблемы с друзьями, вместо того, чтобы говорить ему, что делать, спросите: «Как вы относитесь к этой ситуации?» Как вы пытались это исправить? Что произошло, когда вы попробовали это?»» Это помогает вашему ребенку обрести чувство принадлежности и связи с другими, а также помогает ему поверить в свои способности, - объясняет Джонсон-Мигальски. «Совместный мозговой штурм — это нормально», — добавляет Джонсон-Мигальски. Но пусть ребенок в конечном итоге сам решит, какие действия предпринять. Это способствует развитию критического мышления, которое является ключом к развитию чувства компетентности. «Если мы исправим все для наших детей, они не будут знать, как функционировать как взрослые», — объясняет она. 2. Не будьте критичны. У детей критика может вызвать чувство неадекватности, неуверенности и страха, говорит Джино Мортильяро, доктор медицинских наук, психиатр, работающий с молодыми людьми и подростками в Kaiser Permanente в Лос-Анджелесе. Он объясняет, что большая часть чувства собственного достоинства и самооценки ребенка проистекает из чувства ценности, которую он имеет в своей семье. «Поэтому критика по поводу чего-то, что мы, взрослые, можем считать незначительным, может повлиять на все чувство собственного достоинства и адекватности ребенка», — говорит доктор Мортильяро. 3. Хвалите усилия ребенка Вместо того, чтобы критиковать его, вам следует стремиться хвалить ребенка за его усилия. Но Мортильяро говорит, что важно быть конкретным. «У детей часто не развита способность абстрагировать или интерпретировать информацию, поэтому расплывчатые похвалы, такие как «Это было здорово», могут привести к неуверенности в том, за что именно их хвалят», — говорит он. Вместо этого он рекомендует быть очень конкретным, например: «Мне очень нравится этот синий цвет, которым ты раскрасил небо на своем рисунке». «Этот простой метод похвалы может показать вашему ребенку, что вы уделяете пристальное внимание тому, что у него есть. Готово, цените и цените ваше взаимодействие с ними и научите их позитивно взаимодействовать с окружающим миром», — говорит Мортильяро. 4. Установите четкие границы, ограничения и ожидания «Избегать критики не означает избегать родительских обязанностей», — говорит Мортильяро.
Например, если ваш ребенок делает что-то обидное или неправильное, например, дразнит одноклассника из-за его внешнего вида или списывает на контрольной в школе, не следует игнорировать это. Чтобы установить правила и границы таким образом, чтобы поддержать самооценку вашего ребенка, Мортильяро рекомендует четкое общение, ориентированное на поведение, а не на вашего ребенка в целом. Например, не называйте ребенка плохим за то, что он дразнил одноклассника; вместо этого объясните, чем такое поведение вредно. «Определяя конкретное поведение, мы позволяем нашему ребенку осознать, что это не критика его как человека», — говорит Мортильяро. В конечном итоге это помогает детям научиться вести себя здоровым и добрым образом, не заставляя их чувствовать себя так, будто они иногда что-то портят. 5. Поощряйте самодостаточность. Назначение обязанностей по дому и других задач, соответствующих возрасту, помогает ребенку развить чувство мастерства и не дает ему стать слишком пассивным или зависимым, что усиливает чувство незащищенности. «Позвольте ребенку собрать свой рюкзак и не забудьте вернуть библиотечные книги в школьную библиотеку», — говорит Джонсон-Мигальски. «Если вы помните все, что ребенок должен принести в школу, это лишает ребенка возможности совершать собственные ошибки и учиться на них». Если ваш ребенок забывает вернуть, скажем, библиотечную книгу, а затем расстраивается, потому что ему не разрешают взять другую книгу, пока он не сделает это, вы можете обнять его и сказать, что это поможет ему лучше запомнить следующую книгу. время, говорит Джонсон-Мигальски. «Важно позволить детям пережить эту боль, чтобы они выработали устойчивость», — говорит она. 6. Образец самосострадания. Доброе отношение к себе помогает вашему ребенку научиться поступать так же. «Есть несколько способов моделировать сострадание к себе в повседневной жизни», — говорит Мортильяро. Один из простых способов — осознанно реагировать на небольшие повседневные ошибки. «Если вы пролили кофе, ваш рефлекс может заключаться в том, чтобы показать свое разочарование или ворчать из-за необходимости переодеться. Но если вместо этого вы позволите себе сказать: «Ошибки случаются, и это нормально — я могу просто сменить одежду», вы продемонстрируете такие важные навыки, как эмоциональное регулирование и терпимость к стрессу», — говорит Мортильяро. «Вы также показываете своему ребенку, что ошибки — это нормально, и это может дать ему уверенность в том, что он сможет без страха пробовать что-то новое», — говорит он. 7. Практикуйте медитацию осознанности вместе Растущее количество исследований, в том числе исследование шестиклассников, проведенное в Центре исследований образовательной политики Гарвардского университета, и анализ более 100 исследований, опубликованный в журнале Clinical Psychology Review, предполагает, что практика осознанности (сидение спокойно, обычно с закрытыми глазами и спокойно, без осуждения, обращая внимание на свое дыхание и свои мысли) повышает оптимизм, уменьшает реакцию на стресс, снижает тревожность и агрессивное поведение, повышает устойчивость и дает множество других преимуществ как детям, так и взрослым. Дополнительный репортаж Кристин Бирн.