Частотные характеристики слухового аппарата для музыки
Рекомендуемое изображение: Рисунок 1a. Спектр флейты с относительно малоамплитудными высокочастотными гармониками
Имеет ли музыкальная программа другую частотную характеристику, чем речевая программа?
Маршалл Чейсин, AuD
Долгосрочный средний речевой спектр (LTASS) послужил основой для ряда предписывающих формул для слуховых аппаратов, таких как подходы Национальной акустической лаборатории (NAL-NL2) и подходы к желаемому уровню ощущений (DSL). Однако долгосрочного среднего музыкального спектра (LTAMS) не существует. Но, возможно, так и должно быть.
Хотя многие музыкальные инструменты схожи по спектру речи (больше низкочастотной энергии и меньше высокочастотной энергии), некоторые, например ударные инструменты, могут существенно отличаться. Кроме того, в то время как речь представляет собой низкочастотную гармоническую энергию (гласные, носовые звуки, жидкости) и высокочастотную широкополосную энергию шипящих (например, [s, l]), музыка обладает важной и значимой низкочастотной гармонической энергией И высокочастотной гармонической энергией. энергия. И что еще более усложняет ситуацию, точная амплитуда высокочастотных гармоник определяет музыкальный инструмент.
Рис. 1б. Спектр скрипки с относительно высокой амплитудой и высокочастотными гармониками
Разные инструменты, разные спектры
На рисунке 1 показаны два спектра: 1a. одна из флейты и 1б. одна из скрипок. Несмотря на то, что для каждой музыкальной ноты имеются одинаковые частотные гармоники, различия заключаются в амплитуде более высокочастотных гармоник, чего мы обычно не наблюдаем в речи. Короче говоря, хотя спектры энергии музыки и речи могут быть весьма схожими, существуют значительные различия в частоте и амплитуде.
Это усугубляется тем фактом, что даже в музыке существуют значительные различия между долгосрочным средним музыкальным спектром для разных типов. Мур (1) сравнил и противопоставил классическую музыку и джазовую музыку и обнаружил, что «в среднем» классическая музыка имеет значительно больше гармонической энергии средних и высоких частот, чем джаз. Прибавьте к этому тот факт, что классическая музыка состоит из одновременно играющих вместе источников, в джазе их меньше, а речь в большинстве случаев только из одного.
Форма частотной характеристики слухового аппарата и уровень звука
Итак, чем же отличается частотная характеристика слухового аппарата в «музыкальной» программе и «речевой» программе? Частично ответ кроется в общем уровне звука музыки по сравнению с уровнем обычной разговорной речи, а частично — во второй части, касающейся изменений формы частотной характеристики.
На рисунке 2 показано предписанное усиление на частоте 1000 Гц для диапазона нейросенсорной тугоухости до умеренного (60 дБ HL) уровня для диапазона входных уровней, для входных уровней не только 65 дБ. SPL и SPL 80 дБ (которые обычно встречаются при средней и громкой речи), а также SPL 95 дБ, что является более реалистичным уровнем, связанным со многими формами музыки.
Рис. 2. Предписанное усиление для ряда случаев потери слуха (на частоте 1000 Гц) при типичном речевом входе 65 дБ УЗД и 80 дБ УЗД и типичном музыкальном входе 95 дБ УЗД. На основе рисунка 6 от Killion и Fikret-Pasa(2) и используется с разрешения The Hearing Review.(3)
Интересно, что даже до умеренного нейросенсорного уровня в 1000 Гц, хотя для речи может быть предписано значительное усиление, только 1-2 дБ могут быть предписаны для более высоких уровней, связанных с музыкой.
Обсуждение того, как частотные характеристики музыки могут отличаться от характеристик речи, может быть спорным вопросом для «музыкальной» программы. Различия порядка нескольких децибел и менее, вероятно, не будут клинически значимыми.
На более высоких уровнях, связанных с музыкой, частотная характеристика должна быть аналогична той, которая указана для программы «тихая речь», с разницей в 0 дБ или около 0 дБ.
Дополнительная литература: прослушивание саундтреков, музыкальных дорог и путей
Приемник для более теплого звучания музыки
Клинически мы обнаружили, что если музыканту подходит «мощный» ресивер, который он будет использовать для живой музыки (при этом разница в усилении и выходе будет уменьшена до той, которая генерируется с помощью ресивера стандартного размера), музыка звучит «теплее» и, как правило, лучше воспринимается. Физически более крупные приемники имеют немного меньший набор резонансных частот из-за большего объема воздуха перед диафрагмой приемника, связанного с Гельмгольцем. (Хотя это никогда не применялось клинически, согласно анализу резонансов Гельмгольца, тот же результат должен быть получен при введении небольшой вставки в отверстие ствольной коробки, тем самым уменьшая площадь ее поперечного сечения).
На сегодняшний день только 20 слабослышащим музыкантам удалось применить подход «приемник большего размера, чем необходимо», при котором музыканту дают два комплекта приемников для слуховых аппаратов и учат использовать их с соответствующей программой. Неофициально 15 из 20 заметили предпочтения при прослушивании или воспроизведении музыки, и большинство отметило, что звук стал «теплее».
Непонятно, почему резонансы с чуть более низкими частотами звучат приятнее и «теплее» для музыки, а также почему некоторые (5/20) не заметили большой разницы. Однако никто из оцениваемых музыкантов не подумал, что было хуже. Частично это может быть связано с увеличением усиления и выходной мощности в диапазоне 1500 Гц. Увеличение частоты на 1500 Гц можно получить, если музыканты во время пения вживую обхватывают микрофон рукой. AFGA 467 была предпочтительной лентой в 1960-х и 1970-х годах такими группами, как Rolling Stones, и лента имела небольшой резонанс в области 1500 Гц. Очевидно, что необходимы дополнительные исследования, но, тем не менее, они работают.
Ссылки:
Мур BCJ. 2012. Влияние полосы пропускания, скорости сжатия и усиления на высоких частотах на предпочтения усиленной музыки. Тенденции в усилении, 16(3), 159–172.
Killion MC и Фикрет-Паса С. 1993. 3 типа нейросенсорной тугоухости: аспекты громкости и разборчивости. Журнал слухов. 46(11), 31-34.
Часин М. (2012). Хорошо, я скажу следующее: возможно, людям стоит просто снимать слуховые аппараты, когда слушают музыку! Обзор слушаний, 19(3), 74.
ол>
Об авторе: Маршалл Чейсин, доктор медицинских наук, аудиолог и директор по слуховым исследованиям в Музыкальных клиниках Канады, адъюнкт-профессор Университета Торонто и адъюнкт-профессор Западного университета. Вы можете связаться с ним по адресу marshall.chasin@rogers.com.
Анонсы наших новых статей в Телеграме